Территориальное устройство России
Английская версия сайта    [ENG] www.terrus.ru    Добавить страницу в избранное   Сделать страницу стартовой

Назначение
Создатели
Участники
Информация

О сайте: назначение

Что такое "территориальное устройство России"?
Для кого этот проект?
Зачем нужен сайт?

Что такое "территориальное устройство России"?

Прежде всего, это наиболее распространенное и характерное для любого государства: административно-территориальное устройство или деление. Поскольку Россия федеративное государство, то на высшем уровне - это федеративное устройство. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации (они могут иметь и другое название) и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.

Россия, как крупнейшее государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы образуют различные системы физико-географических районов.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

Традиционно экономическое районирование характеризуется трехступенчатой системой территориальных образований: макро-, мезо- и микрорайонирование. Выделение районов на нижнем уровне - микрорайонирование или дробное районирование, при котором наибольшее действие оказывают принципы не экономического, а социального, демографического, социально-инфраструктурного характера, рассматривается как социально-экономическое районирование.

Как в Российской Империи, СССР, так и современной России многие министерства и ведомства, независимо от административно-территориального устройства и экономического районирования страны имеют свои территориальные структуры, которые образуют ведомственное районирование. Около сотни федеральных ведомств имеют свои подразделения в регионах, с самой разнообразной "нарезкой". Следует отметить, что вопрос ведомственного районирования недостаточно отражен в открытой печати и является пока слабым звеном данного проекта.

Особым видом районирования являются восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ), объединяющие руководителей регионов или субъектов РФ.

Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные округа (7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа и МАЭВ могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.

Кроме перечисленных видов существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

Все вышеназванные виды можно условно отнести к "горизонтальному" срезу пространственного деления страны. Если же рассматривать "вертикальный" срез, то для России можно выделить 7 основных уровней территориальной иерархии: от страны в целом до первичного звена в сельской местности, которые отражены в информационно-поисковой системе на сайте (см. Примечание).

Говоря о России, далеко не каждый согласится, что это понятие целиком и полностью соответствует понятию "Российская Федерация". При историческом же обзоре территориального устройства страны ограничиваться современными границами страны не только неверно, но и невозможно. Так возникла потребность в выделении уровня территории, стоящего как бы над современными границами, названный "Россия дальше своих границ" и обозначен цифрой "0" ("ноль").

Рассматривая нашу тему даже в таких широких рамках, особенно ее теоретические и проблемные вопросы, мы неизбежно будем искать сравнение с другими странами. Поэтому в число источников включены материалы по территориальному устройству зарубежных государств, отмеченные в уровне территории цифрой " - 1 " ("минус единица") (см. Примечание).

Пространственный аспект территориального устройства как по горизонтали (различные виды устройства территории страны), так и по вертикали (различные территориальные уровни) должен неизбежно дополняться временным аспектом. Это предполагает рассмотрение территориального устройства страны в прошлом, настоящем и будущем. Эти три временные категории, вместе с теорией и проблемами определяют деление темы сайта на пять разделов (см. Примечание).

В начало

Для кого этот проект?

Круг потенциальных пользователей сайта нужно начать уже со школьников 9 класса, где начинают изучать экономическую географию (население и хозяйство) России. И, конечно, школьные учителя географии. Хотя, надеемся, что он будет полезен и интересен и преподавателям других, прежде всего гуманитарных и общественных дисциплин.

Студенты и преподаватели вузов, будут, безусловно, самыми многочисленными пользователями сайта. В значительной степени это определено современной профессиональной деятельностью автора (см. Создатели). Специальности и изучаемые дисциплины, затрагиваемые в материалах сайта, имеют довольно широкий охват, что можно определить уже из учебников, включенных в перечень источников (см. Поиск материалов - источники информации - учебники). Соответственно и круг, как будущих, так и уже состоявшихся специалистов, для которых предназначен сайт, обширен: экономисты и юристы, географы и историки, управленцы и политологи, архитекторы и топографы, землеустроители и экологи, социологи и психологи.

Но, наиболее близкой учебной дисциплиной по теме сайта, является "Территориальная организация населения (общества)", а профилирующей вузовской специальностью - "Государственное и муниципальное управление" (061000). На это повилял многолетний практический опыт автора.

Сайт будет полезным для продолжающих послевузовское (аспирантам и докторантам) и получающих второе высшее образование, повышающих свою квалификацию (слушателям академий и курсов).

Завершая вопрос об использовании сайта в образовательных целях, следует заметить, что здесь, хотя и имеются отдельные готовые работы, все-таки это не "рыба", а "удочка" - материалы помогающие самостоятельно подготовить новые работы: от рефератов до диссертаций, от статей до монографий.

Сайт предназначен для журналистов, берущих интервью у политиков, и для политиков, отвечающих на вопросы журналистов - до высшего лица государства включительно (его должность указана в девизе сайта J). Научные работники и депутаты, руководители и специалисты-управленцы всех уровней - все они, потенциальные пользователи сайта.

И, наконец, "народ" - все пользователи Интернета, знающие русский язык и желающие на нем общаться, интересующиеся прошлым, настоящим и будущим самого большого по территории государства в мире. Прежде всего, его главным богатством - территорией.

В начало

Зачем нужен сайт?

20 лет изучения темы со сбором материалов "на бумаге" и всего полгода в Интернете позволили сделать вывод о том, что многого из собранного в сети нет, а то что есть - разрознено, требует значительных затрат времени на поиск и систематизацию. Зато есть многочисленные публикации в СМИ, в которых высказываются самые различные идеи, мнения и рекомендации по вопросу о том, почему так нелепо территориально (и не только) обустроена Россия, кто в этом виноват, и что делать. Причем журналистам и политикам, как правило, не то чтобы 20, но и два года назад и мысли в голову не приходило о том, о чем они высказывались и писали. А быстро посмотреть, что уже было написано или сказано об этом ранее просто негде.

Кроме того, новая профессиональная деятельность по преподаванию в вузах экономической географии России и смежных с ней дисциплин позволили в рамках учебного процесса привлечь к созданию сайта многочисленных участников проекта из числа студентов. Саморазвивающаяся система Интернет- образования - это вторая задача, без которой было бы невозможно осуществить первую. По крайней мере, в таком объеме и в столь сжатые сроки: от первой мысли до создания сайта прошло всего полгода.

Данный проект, несмотря на "международно-провинциальный" состав создателей (см. Создатели), является, несомненно, всероссийским. Хотя местная тематика, в отдельных случаях выпадающая из общей информационной системы сайта, просто необходима автору для учебного процесса.

Среди пользователей сайта, прежде всего преподавателей вузов, могут найтись желающие, использовать сайт, так же как и автор, для учебных целей. В том виде, какой есть - как минимум. Для этого нет никаких преград. И дополнить сайт материалами своего региона, с уклоном своего предмета и специальности студентов - как максимум. Это возможно, но подробнее см. вкладку Участники.

В начало

. : : © М. К. Шишков, М. Ю. Кормушин, 2002-2010 : : .
Rambler's Top100
Locations of visitors to this page

Реклама: