|
|||||||
Романов М.Т.
Проблемы экономического районирования и административно-территориального устройства России в новых условиях
Известия РАН, серия географическая. № 3, май-июнь 2006 г. С. 57-66.
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН
Поступила в редакцию 21.05.2004 г.
Автор предлагает провести радикальные изменения административно-территориального устройства Российской Федерации. Излагается авторская концепция экономического районирования России в новых условиях.
Экономическое районирование - это выделение системы соподчиненных территорий - экономических районов страны, объективно отражающих сложившееся территориальное разделение труда. Его основная цель - создание необходимых предпосылок для территориального управления и осуществления социально-экономической региональной политики. Повышенный практический интерес к экономическому районированию, особенно генеральному, всегда возникал на переломных этапах развития страны.
Становление научной теории экономического районирования как важного звена территориальной организации производительных сил было связано с разработкой первых планов экономического и социального развития страны. Именно в рамках разработки первого плана развития РСФСР ГОЭЛРО (1920 г.) была предложена и новая сетка экономического районирования страны. В последующем по мере территориального развития производительных сил и постановки новых задач развития народного хозяйства сетки экономических районов в той или иной мере изменялись.
Анализируя работы ведущих специалистов предыдущего периода по экономическому районированию - И.Г. Александрова [3], Н.Н. Колосовского [8], П.М. Алампиева [1, 2], И.И. Белоусова [4], Т.М. Калашниковой [5], В.В. Кистанова [7], О.А. Кибальчича [6], В.А. Кротова [9], Е.Е.Лейзеровича [10, 11] и др., - можно отметить, что в тот период была разработана хорошая теоретико-методологическая, методическая основа. Однако в последние годы произошли серьезные изменения политико-экономических условий в стране, и многие принципы районирования требуют изменений, уточнений.
В новых условиях экономическое районирование может стать основой корректировки административно-территориального деления (АТД) России с учетом сложившейся финансово-экономической обстановки в регионах. Формулируя подходы к экономическому районированию в изменившихся политико-экономических условиях в стране, следует отметить, что новая сетка АТД должна быть такой, чтобы обеспечивалась финансовая, ресурсная, структурная самодостаточность субъектов и тем самым повышался уровень жизни населения соответствующей территории. Кроме того, новая схема АТД должна быть упрощенной и унифицированной, обеспечивать единый политический статус и «равновесность» субъектов по основным их характеристикам: размерам занимаемой территории, экономическому и демографическому потенциалам.
К настоящему времени в стране сложилась громоздкая и неупорядоченная схема административно-территориального устройства, не обеспечивающая политико-экономического равенства субъектов Российской Федерации, а также административно-территориальных единиц более низких иерархических уровней. В статье субъектов Российской Федерации имеются 6 краев[1], 49 областей, 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения, которые существенно различаются как по правовым положениям, так и по основным параметрам.
В целом в России до декабря 2005 г. насчитывалось 32 национальных субъекта Федерации. Общая численность проживающего в их пределах населения, по данным переписи 2002 г., составляет 26700 тыс. чел., или 18.4% населения страны. В среднем в одном национальном субъекте Федерации насчитывается 834.4 тыс. чел. [12]
Для сравнения: в краях и областях в среднем проживает около 2 млн. чел.
Республики, даже небольшие, с населением всего в 200-300 тыс. чел. (например, Алтай, Калмыкия, Тыва) де-факто имеют более высокий статус, чем края и области. В большинстве же автономных округов (АО) численность населения не достигает и 50 тыс. Так, в Эвенкийском АО проживает лишь 18 тыс. чел., в Корякском АО - 25 тыс. чел., в Ненецком - 41 тыс. чел., в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО - 40 тыс. чел. При этом численность населения титульной нации в национальных территориальных образованиях вплоть до 1990-х годов, как правило, не превышала 40% общей численности населения соответствующего региона.
Фактическое приведение к единому статусу всех без исключения субъектов Федерации, сближение их основных параметров в целях устойчивого развития в будущем возможно на основе формирования сетки более равновесных и укрупненных экономических районов на мезоуровне. Укрупнение субъектов Федерации необходимо для обеспечения их самодостаточности в рыночных условиях - анализ показывает, что наиболее самодостаточными являются регионы с высоким экономическим, потенциалом и население свыше 4 млн. человек. Все они в нынешних условиях являются регионами-донорами. Среднее значение превышения доходов над расходами по данной группе субъектов РФ за 2000-2002 гг. составило 1361.3 млн. руб. (табл.1).
Таблица 1. Группировка субъектов РФ по соотношения доходов и расходов консолидированных бюджетов в 2000-2002 гг.
Группа субъектов РФ по численности населения |
Численность населения, млн. чел. |
Количество субъектов РФ данной группы, ед. |
Среднее значение превышения (+) доходов над расходами (-), млн. руб. |
1 2 3 4 5 |
Более 4 3-4 2-3 1-2 До 1 |
7 4 14 30 34 |
+1361.3 +1.5 -1137.9 -552.6 -255.1 |
Сравнительно благополучная ситуация в 1-й группе субъектов Федерации объясняется более развитой хозяйственной структурой в них. Положительное сальдо в эти годы имели и регионы с численностью населения от 3 до 4 млн. чел. В то же время в целом по группам субъектов РФ с населением менее 3 млн. человек расходы превышали доходы. Из малых по демографическому потенциалу регионов в число финансово самодостаточных входят лишь территории со стратегически важными ресурсами (нефть, газ, цветные и черные металлы).
Тем не менее в настоящее время 72% российских регионов имеют численность населения до 2 млн. чел., а 38% - менее 1 млн. чел., в отдельных субъектах РФ, как отмечено выше, население насчитывает лишь десятки тысяч.
По нашему мнению в основе административно-территориального переустройства России в новых условиях может лежать новая, унифицированная[2] сетка многоуровневого экономического районирования, в большей мере отвечающая изменившейся политико-экономической ситуации, а также адекватно отражающая специфику экономико-географического, геополитического положения регионов Российской Федерации.
При разработке варианта новой многоуровневой схемы экономического районирования и соответствующего административно-территориального деления нами использованы следующие, по сути «сквозные» для всех уровней, принципы:
1. Достижение финансово-экономической, ресурсной самодостаточности.
2. Упрощение и унификация административно-территориального устройства страны (установление единообразия, приведение к единому статусу и равновесности субъектов по основным их характеристикам: по размерам занимаемой территории, экономическому и демографическому потенциалам).
3. Исторический принцип, учитывающий общий ход развития страны и регионов, их перспективы развития в рыночных условиях.
4. Учет новых черт геополитического, экономико-географического, транспортно-географического положения и районообразующей роли магистральных транспортных сетей.
5. Достижение территориальной компактности, относительной равнодоступности всех окраинных территорий района.
6. Учет природно-географической целостности (или бассейновый принцип), предполагающий совмещение в меру целесообразности экономических, административно-территориальных границ с естественными границами бассейнов рек, озер, морей.
7. Обеспечение сбалансированности, хозяйственной комплексности и достаточной производственно-экономической диверсификации.
Целью многоуровневого экономического районирования России на современном этапе - в условиях перехода к устойчивому развитию - должна быть мобилизация дополнительных источников экономического и демографического роста страны, повышения эффективности хозяйствования и улучшения условий жизни населения за счет более эффективной территориальной организации хозяйства.
В пределах России с учетом имеющегося опыта целесообразны три уровня экономического районирования:
- на генеральном уровне с выделением крупных экономических районов;
- на мезоуровне с выделением экономических районов губернского (краевого) уровня;
- на низовом уровне с выделением низовых экономических районов.
Первый (генеральный) уровень - макрорайонирование. На генеральном уровне к настоящему времени осуществлено членение России на федеральные округа и крупные экономические районы. Федеральные округа - это по сути политико-административные территориальные единицы, а крупные экономические районы в отличие от них - это экономические территориальные единицы. Границы их не всегда совпадают, что неизбежно ведет к снижению функциональной эффективности такого членения территории. На наш взгляд, границы федеральных округов и крупных экономических районов должны быть идентичны, это должны быть единые политико-экономические таксоны. В таком случае генеральный уровень районирования станет основой выполнения обобщенных региональных экономических и административных функций управления.
Вопрос об идентичности сетки экономического и политико-административного деления на данном (генеральном) территориальном уровне пока не только не решается, но даже и не ставится. В то же время необходимость использования всех возможностей повышения эффективности организации хозяйства, общества в условиях длительного кризисного состояния требует максимального сближения политико-административного деления с экономическим на всех иерархических уровнях.
При сохраняющейся на настоящий момент сетке районирования в пределах России выделяется 11 крупных экономических районов. Следует признать, что если данная сетка крупных экономических районов для восточных территорий России в целом оправданна, то в европейской части отмечается чрезмерная дробность. Здесь, на территории, в 1.44 раза меньшей общей площади Дальнего Востока, выделено восемь крупных экономических районов. Такая дробность, несомненно, создает определенные трудности в территориальном управлении. В 2001 г. была введена система Федеральных округов, в целом более крупных территориальных единиц — в среднем в 1.57 раза больших по площади, чем крупные экономические районы.
Однако, на наш взгляд, необходимы определенные уточнения границ крупных экономических районов и федеральных округов. Например, Тюменская область - типично сибирский (как по географическим, так и по экономическим признакам) субъект Федерации, и нет оснований включать его в состав Уральского округа. В то же время Западная и Восточная Сибирь — вполне объективно сформировавшиеся районы генерального уровня со своей спецификой, специализацией, территориально-отраслевой организацией экономики, территориальной общностью людей (социумом)[3]. А по основным количественным характеристикам (занимаемой площади, численности проживающего населения, объемам валового регионального продукта) они даже превосходят отдельные федеральные округа. Ввиду огромной площади Восточной и Западной Сибири объединенный Сибирский регион будет трудноуправляемым.
Урал как регион с линейно протяженной некомпактной[4] территориальной структурой, несомненно, имеет определенные проблемы в административно-территориальном устройстве и эффективности территориального управления. Наряду с этим он, без включения в его состав субъектов Федерации, входящих в другие экономические районы, недостаточно крупный. При этом весь Уральский регион в экономическом и, особенно, в социальном плане более ориентирован на западные регионы страны. Поэтому правомерно объединить Урал с восточной частью Приволжского федерального округа. В то же время правобережные территории Приволжского округа в большей мере «завязаны» на Центральный округ[5], который в настоящее время недостаточно велик по своей площади.
Для определения целесообразного уровня дробности экономических районов генерального уровня (равно как и районов среднего и низового уровней) в различных частях страны учитывалась плотность населения и экономическая плотность в их пределах. (табл. 2)
Таблица 2. Основные количественные характеристики федеральных округов и крупных экономических районов по рекомендуемой сетке
Район генерального уровня (федеральный округ идентичный крупный экономический район) |
Территория, тыс. км.² |
Численность населения, тыс. чел. |
1. Центральный
2. Северо-Западный
3. Южный
4. Волжско-Уральский
5. Западно-Сибирский
6. Восточно-Сибирский
7. Дальневосточный
|
838.5
1677.9
589.2
1203.9
2427.2
4122.8
6215.9 |
445060
14299
21471
32782
14944
8976
7068 |
Примечание. Составлено по [12].
Представленный вариант окружного деления и идентичного ему экономического районирования, на наш взгляд, оправдан, так как он в большей мере обеспечивает перспективы развития, равновесность районов и учитывает естественные рубежи, бассейновый принцип, комплексность хозяйства, тесноту экономических и социальных связей.
Второй уровень - мезоэкономическое районирование, выделение экономических районов мезоуровня следует рассматривать как основу формирования сетки АТД на уровне субъектов Российской Федерации - краев, областей, республик (в последующем, возможно, «губерний»).
На настоящий момент в России насчитывается 80 административно-территориальных единиц мезоуровня и 89[6] субъектов Федерации[7]. Административно-территориальные единицы мезоуровня и субъекты Федерации - это основной уровень экономического, политического, административно-территориального деления страны, основной уровень управления социально-экономическим, демографическим развитием территории. Все таксоны этого иерархического уровня имеют исполнительные, законодательные, судебно-правовые, ведомственные и прочие органы управления. На этом же уровне осуществляются основные (после федерального) финансово-распорядительные функции.
Следует отметить, что административно-территориальные образования Дальнего Востока всех иерархических уровней значительно крупнее административно-территориальных единиц (ATE) других регионов Российской Федерации. И это естественно: чем выше уровень заселенности, хозяйственной освоенности, тем дробнее ATE. Так, по размерам занимаемой территории Дальневосточный федеральный округ в 6.3 раза крупнее округов в среднем европейской части страны. При этом Дальневосточный ФО крупнее Южного ФО в 10.5 раз. Центрального ФО - в 9.6 раза. Более того, даже в сравнении с федеральными округами азиатской части РФ он крупнее их почти в 2 раза.
На уровне субъектов Федерации соотношения размеров занимаемой ими территории на Дальнем Востоке и в других макрорегионах России примерно такие же. Средняя площадь субъекта РФ на Дальнем Востоке - 690.7 тыс. кв. км, в то время как в европейской части страны всего 71.9 тыс. кв. км, т.е. в 9.6 раза меньше. А в сравнении с областями Центрального ФО дальневосточные субъекты Федерации крупнее в 19 раз, в сравнении с регионами Южного ФО - в 15 раз.
С учетом уровня освоенности территорий на перспективу нами предложены следующие количественные критерии: в Центральном, Волжско-Уральском и Южном федеральных округах занимаемая субъектом площадь должна ограничиваться 70-120 тыс. км2. В западной части Северо-Западного и в южных частях Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - приближаться к 200-400 тыс. км2. В восточной части Северо-Западного и северных частях Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного округов площадь субъекта Федерации может доходить до 1 млн. км2 и более (табл. 3).
Таблица 3. Рекомендуемое административно-территориальное деление в рамках предлагаемого окружного деления
Номер субъекта по рекомендуемой сетке |
Наименование субъекта (губернии) по рекомендуемой сетке |
Субъект РФ, включаемый в состав губернии |
Площадь, занимаемая субъектом по рекомендуемой сетке |
Численность наличного населения субъекта по рекомендуемой сетке |
Северо-Западный Федеральный округ |
||||
1 |
Мурманская (Карело–Мурманская) |
Мурманская обл. и респ. Карелия |
317.3 |
1734.0 |
2 |
Архангельская (Коми-Архангельская) |
Архангельская обл. и респ. Коми |
973.3 |
2516.0 |
3 |
Петербургская (Петровская) |
г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская обл. |
101.0 |
7189.0 |
4 |
Псковско-Новгородская |
Псковская и Новгородская обл. |
110.6 |
1489.0 |
5 |
Вологодская |
Вологодская |
145.7 |
1301.0 |
ИТОГО СЗФО |
5 губерний |
10 АТЕ |
1647.9 |
14229.0 |
Центральный ФО |
||||
6 |
Верхневолжская |
Ярославская и Тверская обл. |
120.5 |
2938.0 |
7 |
Западная |
Брянская и Смоленская |
84.7 |
2508.0 |
8 |
Верхнеокская |
Калужская, Тульская и Орловская обл. |
80.3 |
3633.0 |
9 |
Московская |
г. Москва и Московская обл. |
47.0 |
14949.0 |
10 |
Ивановско-Костромская |
Ивановская и Костромская обл. |
81.9 |
1957.0 |
11 |
Рязанско-Владимирская |
Рязанская и Владимирская обл. |
68.6 |
2799.0 |
12 |
Курско-Белгородская |
Курская и Белгородская обл. |
56.9 |
2783.0 |
13 |
Центрально-Черноземная |
Воронежская, Липецкая и Тамбовская обл. |
110.8 |
4885.0 |
14 |
Пензенско-Саранская |
Пензенская обл. и респ. Мордовия |
69.4 |
2414.0 |
15 |
Средневолжская |
Нижегородская обл., респ. Марий Эл и Чувашская |
118.4 |
5694.0 |
ИТОГО ЦФО |
10 губерний |
23 АТЕ |
838.5 |
44560.0 |
Южный ФО |
||||
16 |
Донская (Ростовская) |
Ростовская обл. |
100.8 |
4286.0 |
17 |
Волгоградская |
Волгоградская обл. |
113.9 |
2637.0 |
18 |
Южная (Краснодарско-Ставропольская) |
Краснодарский и Ставропольский края, респ. Адыгея |
150.1 |
8076.0 |
19 |
Нижневолжская |
Астраханская обл. и респ. Калмыкия |
120.2 |
1437.0 |
20 |
Северокавказская |
Респ. Северная Осетия Алания, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Ингушская, Чеченская |
104.2 |
5035.0 |
ИТОГО ЮФО |
5 губерний |
13 АТЕ |
589.2 |
21471.0 |
Волжско-Уральский ФО |
||||
21 |
Ижевско-Кировская |
Кировская обл., Удмуртская респ. И южн. часть респ. Коми |
162.9 |
3176.0 |
22 |
Камская (Пермская) |
Пермская обл., включая Коми-Пермяцкий АО |
160.6 |
2924.0 |
23 |
Екатеринбургская (Екатерининская) |
Свердловская обл. |
194.8 |
4545.0 |
24 |
Казанская |
Респ. Татарстан |
68.0 |
3768.0 |
25 |
Саратовская |
Саратовская обл. |
100.2 |
2677.0 |
26 |
Ульяновско-Самарская |
Ульяновская и Самарская обл. |
90.9 |
4699.0 |
27 |
Оренбургская |
Оренбургская |
124.0 |
2199.0 |
28 |
Уфимская |
Респ. Башкортостан |
143.6 |
4091.0 |
29 |
Южно-Уральская |
Челябинская и Курганская обл. |
158.9 |
4703.0 |
ИТОГО ВУФО |
9 губерний |
12 АТЕ |
1203.9 |
32782.0 |
Западно-Сибирский ФО |
||||
30 |
Нижнеобская |
Сев. часть Тюменской обл. (Ямало-Ненецкий и сев. часть Ханты-Мансийского АО) |
1073.4 |
1221.0 |
31 |
Тюменская |
Тюменская обл. без Ямало-Ненецкого и части Ханты-Мансийского АО |
361.8 |
2051.0 |
32 |
Новосибирская |
Новосибирская и Омская обл. |
317.9 |
4844.0 |
33 |
Томская |
Кемеровская и Томская обл. |
412.4 |
4002.0 |
34 |
Алтайская |
Алтайский край и респ. Алтай |
261.7 |
2826.0 |
ИТОГО ЗСФО |
5 губерний |
7 АТЕ |
2427.2 |
14944.0 |
Восточно-Сибирский ФО |
||||
35 |
Енисейская |
Сев. часть Красноярского края, включая Таймырский, Эвенский округа и сев. часть Иркутской обл. |
1865.0 |
162.0 |
36 |
Красноярская |
Южная часть Красноярского края |
555.7 |
2965.0 |
37 |
Саянская (Кызыло-Абаканская) |
Респ. Тыва, Хакасия и южн. часть Красноярского края |
240.4 |
887.0 |
38 |
Иркутская (Предбайкальская) |
Иркутская обл. без сев. части плюс юго-зап. Часть респ. Бурятия |
732.9 |
2717.0 |
39 |
Забайкальская |
Респ. Бурятия (без юго-зап. Части) и Читинская обл. |
728.8 |
2245.0 |
ИТОГО ВСФО |
5 губерний |
6 АТЕ |
4122.8 |
8976.0 |
Дальневосточный ФО |
||||
40 |
Ленская |
Респ. Саха (Якутия) |
3103.2 |
983.0 |
41 |
Охотская |
Магаданская обл. и 2 сев. р-на Хабаровского края |
788.6 |
247.6 |
42 |
Камчатско-Берингийская |
Камчатская обл. и Чукотский АО |
1210.0 |
454.0 |
43 |
Амурская |
Амурская обл. и Туруго-Чумиканский р-н Хабаровского края |
426.2 |
983.9 |
44 |
Хабаровская |
Еврейская АО и Хабаровский край без трех северных и Бикинского р-нов |
432.4 |
1660.5 |
45 |
Приморская* |
Приморский край и Бикинский р-н Хабаровского края |
168.44 |
2155.0 |
46 |
Сахалинская* |
Сахалинская |
87.1 |
584.0 |
ИТОГО ДВФО |
7 губерний |
9 АТЕ |
6215.9 |
7068.0 |
Примечание. Составлено по [12]. Субъекты №45 (Приморский край) и №46 (Сахалинская обл.) по показателям размеров территории и численности населения могут быть объединены в Приморскую губернию. В этом случае площадь губернии составит 255.5 тыс. кв. км., а численность населения – 2739 тыс. человек, что по количественным критериям более целесообразно. Однако при этом в силу территориальной удаленности и разорванности ареалов возникнут проблемы эффективного управления как единым экономическим и социальным пространством.
Таким образом, для России с учетом размеров территории и нынешнего уровня хозяйственной освоенности, заселенности, 45-46 административно-территориальных единиц, на наш взгляд, представляется близким к оптимальному их количеству.
Для сравнения можно привести данные о количестве ATE первого ранга в крупных странах: США — 50 штатов; Япония — 47 префектур; Китай - 33 региона (23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения, 1 специальный административный район Гонконг); Индия - 32 субъекта Федерации (25 штатов и 7 союзных территорий).
Учитывая специфику самой холодной страны мира, Россия должна подразделяться, прежде всего, на южные регионы, где возможно и допустимо интенсивное хозяйственное и селитебное освоение территории, и северные регионы, где наиболее приемлемыми формами освоения являются очаговые, узловые и вахтовые. Границей северной и южной частей России могла бы быть граница «вечной» мерзлоты или линия нулевой среднегодовой изотермы. Но в таком случае территории, пригодные на востоке России для постоянного проживания, были бы крайне незначительными: вся Восточная Сибирь и даже большая часть юга Дальнего Востока находятся в зоне распространения многолетнемерзлых пород (рис. 1).
Приемлемым в российских условиях вариантом разграничения северной и южной частей может быть линия, проходящая на западе по широте административной границы между Ленинградской областью и Карелией, и по широте Станового хребта (административная граница Амурской области и Якутии) на востоке. Эта линия фактического разграничения территорий с резко различающимися уровнями хозяйственной, селитебной освоенности России. Она сохранится и в обозримой перспективе. Территории к северу от этой условной разделительной линии по природной дискомфортности фактически являются районами Крайнего Севера. А территории, расположенные между данной линией и южной границей распространения многолетнемерзлых пород («вечной» мерзлоты), правомерно рассматривать как районы, приравненные к Крайнему Северу.
При формировании новой многоуровневой сетки экономических районов, особенно для приграничных территорий, обязательным должен быть учет геополитической ситуации в сопредельных странах и обусловленных этим тенденций долгосрочной стратегии экономического и демографического их развития.
В частности, учитывая геополитическую, экономическую и демографическую ситуацию в сопредельных странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в ближайшей перспективе необходимо ускоренное экономическое и демографическое развитие стратегически важной территории России - Дальнего Востока. Необходимость ускоренного экономического и демографического развития данного региона обусловливается тем, что Дальний Восток и, прежде всего, Приморский край - один из ключевых геополитических регионов России на тихоокеанском побережье, стратегическое значение которого многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире и особенно на сопредельных территориях, экономическими, демографическими, военно-политическими процессами. В основе наблюдаемой в наши дни геополитической динамики в АТР, т.е. изменений политических, в том числе военно-политических отношений стран региона, лежит кардинальное изменение соотношений их геополитических «весов»[8].
Соотношение в экономической мощи трех основных центров мирового хозяйства: Северной Америки, Западной Европы и АТР - на которые приходится 3/4 мирового валового продукта, довольно быстро меняется в пользу АТР. Удельный вес АТР возрастает и в производстве ВВП, в международной торговле; резко увеличились его позиции в мировой финансовой системе. Происходит и перегруппировка транснациональных компаний (ТНК) в пользу АТР. Так, доля американских ТНК среди двухсот крупнейших корпораций сократилась за 10 лет (1984-1993 гг.) по обороту с 43 до 29%. За это же время доля ТНК Японии возросла с 22 до 36%. В течение 90-х годов объем иностранных инвестиций в страны зарубежного Дальнего Востока (Китай, Тайвань, КНДР, Республика Корея, Япония) возрос в 5 раз.
Внутри АТР проявляются признаки формирования «Большого Китая» на основе мощного потенциала КНР и финансовых предпринимательских ресурсов Тайваня, Гонконга и Сингапура. Вырисовывается реальная перспектива превращения КНР за исторически короткий период времени в одну из наиболее мощных в экономическом отношении стран мира. В последние десятилетия XX в. существенно увеличился также и демографический, экономический потенциал Республики Корея и практически всех других стран АТР. Налицо признаки крупного геоэкономического сдвига.
В то же время российский Дальний Восток, равный по площади двум Индиям или 2/3 Китая или США, остается «пустынным» - здесь Россия пока ничего не может противопоставить активно развивающимся сопредельным странам. В связи со складывающейся геополитической ситуацией в АТР в обозримой перспективе одной из стратегических задач России должна стать ликвидация отставания в экономическом и демографическом развитии приграничных (самых южных по географическому положению) территории Дальнего Востока. Это диктуется как экономической целесообразностью, так и геополитической необходимостью.
В этом случае формирование новой сетки экономического районирования должно стать эффективным «механизмом» стабилизации геополитической ситуации здесь через ускоренное экономическое и демографическое развитие южных приграничных и приморских территорий российского Дальнего Востока. Эти направления дальнейшего хозяйственного освоения и заселения юга Дальнего Востока могут быть подкреплены и более активным «выходом к морю» - заселением приморских районов, освоением морских ресурсов, более активным внешнеэкономическим, культурным и научно-техническим сотрудничеством со странами АТР через морские акватории и сухопутные таможенные переходы. В этих целях для обеспечения определенного экономического механизма ускоренного заселения и хозяйственного освоения всем южным приграничным территориям в новой ceтке экономических районов необходимо на обозримую перспективу определить статус «приравненных к районам Крайнего Севера».
Третий уровень - микроэкономическое районирование - может быть положено в основу экономико-географического обоснования границ низовых административных районов и сопоставимых с ними по занимаемой площади городских агломераций с примыкающими к ним поселками городского типа и селами. На этом уровне также необходимы определенное упорядочение, унификация, формирование единых подходов в экономическом районировании и соответствующем административно-территориальном устройстве. Такая задача (упорядочение, унификация и др.) административно-территориального деления на низовом уровне сегодня успешно может быть решена в связи с реализацией Закона о местном самоуправлении - сетка низовых экономических районов может быть положена в основу формирования муниципальных районов.
В настоящее время в пределах Российской Федерации насчитывается 1865 низовых районов (без городских), 1097 городов и городских агломераций. Они существенно различаются между собой по размерам занимаемой площади, численности проживающего в них населения, производимого в пределах района валовой продукции. Особая дробность отмечается в Центральном ФО. А наибольшие по площади районы размещены, естественно, на Дальнем Востоке, наименее освоенном регионе России. Различия между ними почти 30-кратные.
Площадь низового района на Дальнем Востоке больше соответствующих административно-территориальных единиц европейской части России в среднем в 14 раз. При этом он крупнее районов Центрального ФО в 29.4 раза, Южного и Приволжского ФО - в 19.2 раза. Дальневосточные районы в среднем значительно крупнее даже сибирских: в 2.8 раза. Более того, средний дальневосточный район крупнее по площади даже области - субъекта Федерации в Центральном ФО в 1.2 раза и примерно равен среднестатистическому субъекту Федерации в Южном ОФ. Это еще раз свидетельствует о неупорядоченности административно-территориального устройства Российской Федерации в целом.
При определении дробности низовых районов на перспективу необходимо учитывать, что на уровне низовых районов осуществляется непосредственная жизнедеятельность человека, реализуются потребности населения в труде, учебе, отдыхе, обеспечиваются многие социальные потребности. На данном уровне районирования важнейшим критерием является 1.5-часовая доступность райцентра от любого села.
В связи с корректировкой административно-территориального деления на низовом уровне следует также учесть наметившуюся в последний период тенденцию объединения городов с прилегающими к ним сельскими районами. Эти районы зачастую даже имеют с соответствующими городами одноименные наименования. Следует отметить, что в условиях рынка экономическое тяготение к крупному городу прилегающих к нему малых городов, поселков и сел даже более выражено, чем в предыдущие периоды.
Это естественные закономерные процессы. В основе такого административного объединения городов и их фактически пригородных зон лежат усиливающиеся между ними экономические, рыночные, социальные и прочие связи. По сути это процесс формирования городских агломераций, производственно-экономическим каркасом которых являются смешанные хозяйственные системы локального типа. А города в них выступают «полюсами роста» для всей прилегающей территории. В рыночных условиях они могут стать наиболее устойчивыми и самодостаточными структурами, в которых наилучшим образом решаются финансовые, ресурсные, трудовые, социально-инфраструктурные, продовольственные проблемы.
Данное явление, несомненно, позитивное и требует своего «узаконения». По размерам занимаемой территории эти городские агломерации сопоставимы с низовыми районами, а по численности населения и объему производимого регионального продукта значительно превышают их, поэтому они должны быть включены в единую систему низового административно-территориального деления.
Следует отметить, что в отдаленной перспективе, по мере экономического и демографического развития территорий, центры каждого района должны перерасти в города - фактические «полюса роста» для прилегающих населенных мест. Возможен (и неизбежен по мере экономического и демографического развития территорий) и противоположный процесс - «движение городов в сельскую местность». В настоящее время лишь около 38% райцентров России являются городами, а на Дальнем Востоке - лишь 27%, т.е. подавляющее большинство райцентров здесь - это лишь поселки или даже села. Так, в Приморском крае (наиболее экономически и демографически развитом дальневосточном субъекте Российской Федерации) 76% райцентров - поселки и села.
В силу того что большинство райцентров представлено лишь поселками и селами, в которых нет крупных предприятий и других сопоставимых с ними хозяйствующих субъектов, в нынешних условиях эти районы находятся в сложном финансово-экономическом положении. Объединением средних или малых городов и прилегающих сельских районов, административным подчинением крупным городам их фактических пригородных зон, корректировкой границ районов или их объединением можно частично решить и финансовые проблемы.
Таким образом, новое экономическое районирование и приведение административно-территориального деления в соответствие с ним могут стать действенным механизмом решения важных социально-экономических проблем в сложившихся условиях.
1. Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. М.: Госпланиздат, 1959. С 263.
2. Алампиев П.М. Вопросы экономического районирования Восточной Сибири // Проблемы экономики Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1981. С. 69-83.
3. Александров И.Г. Основы хозяйственного районирования. М., Л.: Эконом. жизнь, 1924. 75 с.
4. Белоусов И.М. Основы учения об экономическом районировании. М.: Изд-во МГУ, 1976. 319 с.
5. Калашникова Т.М. Экономическое районирование. М.: Изд-во МГУ, 1982. 216 с.
6. Кибальчич О.А., Степанов М.Н. Проблемы экономического районирования СССР и формирования территориально-производственных комплексов // Итоги науки и техники. Сер. География СССР. Т. 15. Территориальное планирование. М.: ВИНИТИ, 1979. 66-99 с.
7. Кистанов В.В. Научные проблемы совершенствования экономического районирования // Проблемы теории и практики размещения производительных сил СССР. М., 1976. 55-79 с.
8. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. 336 с.
9. Кротов В.А. Проблемы экономического районирования Сибири и Дальнего Востока // Изв. Сиб. отделения АН СССР. Сер. обществ. наук. 1969. №6. Вып. 2. С. 3-11.
10. Лейзерович Е.Е. Значение дробного экономического районирования для районной планировки // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1968. №1. С. 56-61.
11. Лейзерович Е.Е. Экономические микрорайоны СССР (опыт типологического исследования): Автореф. дис. докт. геогр. наук. М.: ЦНИИП градостроительства, 1990. 52 с.
12. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. 690 с.
Problems of Economic Regionalization and Administrative-Territorial Organization of Russia in Modern Conditions
M. T. Romanov
The author proposes to conduct radical changes of administrative-territorial division of Russian Federation.
The author's conception of economic regionalization of Russia in modern conditions is described.
[1] После объединения в декабре 2005 г. Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект РФ - Пермский край в России стало на один край больше, а на одну область и один автономный округ меньше. Можно ожидать в перспективе сохранения наметившейся тенденции - Государственная Дума приняла (22 сентября 2006 г.), и Совет Федерации одобрил федеральный конституционный закон об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, согласно которому вместо трех этих субъектов Федерации с 1 января 2007 г. в России появится новый Красноярский край. На проведенном 23 октября 2005 г. референдуме жители Камчатской области и Корякского автономного округа проголосовали за объединение этих двух субъектов РФ. Законодательные собрания и органы исполнительной власти Иркутской области и Усть-Ордынского АО рассматривали вопросы об объединении этих двух субъектов РФ и проведении референдума 16 апреля 2006 г. При положительном результате референдума намечено определить датой образования нового субъекта Федерации 1 января 2008 г. Рассматриваются также вопросы объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Алтайского края и Республики Алтай. Эти процессы в целом позитивны уже потому, что повышается уровень самодостаточности объединенных субъектов РФ, что в рыночных условиях исключительно важно.
[2] Под унифицированной сеткой многоуровневого экономического районирования понимается приведенная на всех территориальных уровнях к единой форме, единообразию система равновесных и соподчиненных по вертикали таксонов с разными статусами. На наш взгляд, отступлений от единой схемы в принципе быть не должно - и в России, тем более в восточной ее части, возможна территориальная организация экономики и административной системы по единым принципам. Такое унифицированное многоуровневое экономическое районирование в порядке эксперимента можно провести первоначально в дальневосточном регионе - здесь, на слабоосвоенных, не отягощенных национальными проблемами территориях, такая процедура пройдет наименее болезненно.
[3] К настоящему времени в пределах России сформировалось несколько весьма характерных территориальных общностей людей (социумов) — дальневосточники, сибиряки, уральцы, волжане, поморы, кубанские, терские, донские казаки и др., которые на протяжении уже значительного времени проживают в соответствующих специфичных условиях, ведут адекватный местным условиям образ жизни, и менять сложившиеся межрайонные границы, «ломать» эти общности, наверное, нет смысла.
[4] В географической науке категория «компактность» связывается с конфигурацией географических таксонов и геосистем. По уже устоявшемуся представлению (Нутенко Л.Я., 1971, Алаев Э.Б., 1977 и др.), «...территория тем компактнее, чем ближе ее конфигурация к кругу, чем больше равенства в доступности от центра к крайним точкам системы». Т.е. протяженность таксона по широте должна приближаться к его протяженности по долготе. Линейные образования к таким не относятся.
[5] Центральный федеральный округ по географическому положению никак не является центральным - он занимает крайне западное положение. От центра данного федерального округа г. Москвы до западной границы страны (через Смоленск) менее 500 км, в то время как до восточной (район Петропавловска-Камчатского) около 12 тыс. км. Экономический и демографический «центры тяжести» России в настоящее время расположены в Волжско-Уральском (по рекомендуемому делению) округе.
[6] С декабря 2005 г. в Российской Федерации насчитывается 88 субъектов (в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа).
[7] Расхождения в их количестве обусловлены тем, что все автономные округа, кроме Чукотского входят в состав соответствующих административно-территориальных единиц, в данном случае краев и областей.
[8] Геополитический «вес» государства фактически определяется четырьмя основными факторами: экономическим, демографическим, военным и природно-ресурсным потенциалом (включая территорию как ресурс).
. : : © М. К. Шишков, М. Ю. Кормушин, 2002-2010 : : . |